Выступление Шишова С.С. на коллегии "За качественное и доступное общественное обслуживание"
О ситуации в электроэнергетике и позиции "Укрэлектропрофсоюза" относительно повышения цен и тарифов
Уважаемые коллеги!
Прежде всего хочу доложить Вам о ситуации в отрасли – энергетике.
Основой электроэнергетики страны есть Объединенная энергетическая система Украины (ОЭСУ), которая включает:
- 5 тепловых энергогенерирующих компании:
Востокэнерго (Донецк) -3 ТЭС ,
Днепроэнерго (Запорожье) -3 ТЭС,
Донбассэнерго (Горловка) -2 ТЭС,
Западэнерго- (Львов) -3 ТЭС
Центрэнерго- (Киев) -3 ТЭС .
-1 гидроэнергогенерирующая компания – "Укргидроэнерго", которая включает:
7 ГЭС и Каскад Киевских ГЭС и ГАЭС, Новоднистровская ГЭС и ГАЭС
- Национальная атомная энергогенерирующая компания - НАЭК "Энергоатом", которая включает в себя 4 атомных станций (Запорожская, Хмельницкая, Ровенская и Южно-Украинская АЭС).
28 энергоснабжающих энергокомпаний.
-Диспетчерское управление энергосистемой осуществляет НЭК "Укрэнерго".
-Покупку и продажу электроэнергии осуществляет "Энергорынок"
-Тарифное регулирование –НКРЭ.
Общая установленная мощность генерации составляет 53,3 ГВт (тыс. МВт, млн. кВт), из которых:
51,1% припадает на ТЭС (28,7 ГВт);
25,9% -"- на АЭС (13,8 ГВт);
10,3% -"- на ГЭС и ГАЭС (5,5 ГВт);
12,1% -"- на ТЭЦ (6,5 ГВт);
0,6% -"- на ВЭС и СЭС (0,3 ГВт).
Удельный вес производства э/э составляет:
ТЭС и ТЭЦ -45%
АЭС -45%
ГЭС и ГАЭС -5,5%
Коммунальные ТЭЦ -4,5%.
Потребление э/э за 10 м-цев 2012 года населением составляет 26,3%.
Стоимость производства 1 Квт/ч э/э:
ТЭС –52- 60 коп, ТЭЦ – 0,90 - 1 грн.20 коп., ГЭС -18 коп, АЭС – 21,1 коп.
Тарифы для промышленности: 1 класс – 89,2 коп., 2 класс – 1,14 грн.
Тарифы на э/э для населения: до 150 кВт/ч – 28,02 коп, от 150 до 800 кВт/ч – 36,48 коп, свыше 800 кВт/ч – 95,76 коп.
Сегодня, главной глобальной проблемой электроэнергетической отрасли является физический и моральный износ энергооборудования.
83% блоков тепловых электростанций превысили черту физического износа - 200 тыс. часов и нуждаются в капитальной модернизации или замене.
На сегодняшний день расчетный ресурс 68-ми энергоблоков ТЭС исчерпан в 2,5-3 раза, а по 11 блокам – в 1,3-1,7 раза.
По данным НАК "ЭКУ" 37,3 тыс.(70%) Мвт действующих генерирующих мощностей были введены в эксплуатацию до 1980 года, еще 14,9 тыс. Мвт (23%) – с 1980 по 1990 годы, и только 4,2 тыс. Мвт (7%)– после.
В Украине удельный вес ТЭС свыше 40 лет составляет 38%, а в странах Евросоюза – только 22%.
Последующий износ энергооборудования может привести к тому, что уже в 2015 году необходимо будет вывести из строя значительную часть мощностей, и в стране возникнет нехватка 14 тыс. Мвт (20%).
Мы помним холода февраля месяца этого года. Э/э мы покупали в России, а свое законсервированное оборудование запустить в роботу мы не смогли. Т.е. если ничего не делать, то не надо ждать 2015 года.
У нас сейчас законсервировано 20 ГВт мощностей, при том в основном газомазутных блока. При нынешней цене на газ реально их запускать в работу никто не будет.
За годы независимости мы не построили ни одного блока тепловой генерации. Были построены только два блока атомных электростанций (Ровенский и Хмельницкий).
Магистральные сети насчитывают 22,9 тыс. км. и 133 подстанции.
Распределительные электросети насчитывают около 1 млн. км воздушных и кабельных линий и 200 тыс. трансформаторных подстанций. 55% этих подстанций отработали свой технический ресурс.
Баланс мощности энергосистемы характеризуется дефицитом маневренных и регулирующих мощностей, которые в общем балансе составляют 7-9%, а необходимо 15%.
Работа системы при частоте 50гц.
По расчетам специалистов для модернизации тепловой энергетики до 2019 года в отрасль не обходимо вложить 20 млрд.дол.
Сегодня в полной мере проявилась недальновидная политика еще бывшего Министерства энергетики России. При строительстве атомных энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой станциях не предусмотрели необходимых мощностей высоковольтных линий для передачи электроэнергии в центр страны.
А при строительстве еще двух блоков на Хмельницкой АЭС эта проблема еще усложнится. Для строительства высоковольтных линий 750 кВт. необходимо еще около 3 млрд.дол.
Следующей большой проблемой тепловой энергетики являются большие вредные выбросы отработанных газов в атмосферу, чрезвычайно высокая экологическая нагрузка на окружающую среду.
В феврале 2011 года Украина стала полноправным членом Европейского энергетического сообщества. Затем ратифицировала обязательства до 2016 года экологические нормативы приблизить к европейским стандартам.
Традиционный метод сжигания угля заключается в том, что топливо сжигается в пылеобразном состоянии при температуре 1600-1800 градусов. При этом процессе образуются пепел и вредные газы: диоксид серы и оксиды азота. На долю ТЭС приходится 80 % общенациональных выбросов серы и 25 % азота. Раньше главным методом борьбы было строительство высокой трубы. На Зуевской ТЭС труба – 330 м.
За оценками специалистов установка пылегазоочистного оборудования на действующих блоках обойдется в 50 млрд.грн.
Это проблемы так скажем долгосрочные, т. е для их решения необходимо длительное время и большие деньги.
Задачи:
1. Реконструкция и модернизация тепловых энергоблоков.
(Украинский энергохолдинг ДТЭК намерен вложить до конца 2018 года 23,3 млрд грн. на модернизацию ТЭС)
2. Строительство высоковольтных сетей для выдачи мощностей Ровенской и Хмельницкой АЭС.
3. Завершение строительства Днестровской и Ташлыцкой ГАЭС, энергоблоков №3 и 4 Хмельницкой АЭС, начало строительства Каневской ГАЭС.
Текущая ситуация в энергетике еще более сложная.
Одной из основных причин не прибыльной работы ГК ТЕС является рост цен на топливо.
Цена на уголь, грн./т возросла:
в 2010 году на 15,1%, в 2011 году на 22,7%, в 2012 году на 11,8%.
Цена на газ, грн. тыс. метр/куб возросла:
в 2010 году на 6,1%, в 2011 году 40%, в 2012 году на 19,6%.
Цена на мазут, грн/т возросла:
в 2010 году 36,3%, в 2011 году 8%, в 2012 году 9,5%.
В тоже время ОРЦ на э/э повысилась: в 2010 году на 13,8%, в 2011 году на 17,7%, в 2012 году на 10,6%.
Увеличение цен на топливо привело к увеличению топливных расходов, которые в структуре себестоимости производства электроэнергии занимают около 85%.
Финансирование тепловой генерации по "остаточному" принципу, при отсутствии средств на ее рентабельную работу, формирует угрозу национальной безопасности страны в сфере энергетики.
Не менее важной причиной критического состояния электроэнергетической отрасли является неуплата потребителями использованных энергоносителей.
Общая задолженность за э/э состоянием на 1.11.2012 достигла 12,5 млрд.грн.
Ситуация с расчетами за энергоносители приобрела катастрофические значения. Прирост задолженности за электроэнергию с начала года составил 1,9 млрд.грн.., Наибольшие должники – водоканалы, состоянием на 01.11.12 задолжали за электроэнергию 4,9 млрд.грн., угольная промышленность – 3,5 млрд.грн., население – 2,9 млрд.грн.
Также негативным фактором формирования тарифа производства э/э для ТЭС является введение льготного тарифа на э/э для металлургических предприятий, который приведет к дополнительному оттоку денежных средств из доли тарифа ТЭС в размере 67 млн.грн. ежемесячно. ( см. приложение).
Следовательно, можно констатировать, что электроэнергетическая отрасль является кредитором для других отраслей национальной экономики и при этом ухудшает собственное финансовое состояние от обслуживания привлеченных кредитов в сумме 11 млрд.гривень.
Сегодня действующее законодательство запрещает отключать коммунальных потребителей.
А теперь о тарифах и позицию Профсоюза!
Одним из главных факторов, что приводит к финансовой разбалансировке предприятий электроэнергетики и, соответственно, сдерживает развитие отрасли, является наличие перекрестного субсидирования, то есть дотирование отдельных групп потребителей электроэнергии (населения, угольной отрасли, городского электротранспорта и других), путем установления им тарифов на уровне ниже рыночного за счет соответствующего увеличения тарифов для других потребителей, которые не имеют дотации.
В большинстве стран тариф на э/э для населения выше чем для промышленности. (см. таблицу стоимости Квт для промышленности и населения)
Косвенно население все равно оплачивает эту электроэнергию только уже в стоимости товаров да еще + накрутки на себестоимость.
Сегодня сложилась ситуация, когда повышать тарифы для промышленности уже нельзя, поскольку они приближаются к европейским.
Если бы в Украине тарифы были рыночными, то население платило бы в 3 раза выше, а промышленность на 30% меньше.
Удельный вес дотационных сертификатов в структуре оптовой рыночной цены за 2011 год составляет 27,1% (28,2 млрд.грн.), а в 2012 году составит 34,7 млрд.грн. (пример, пост. НКРЭ от 31.10.2012 №1396 на ноябрь, см. приложение).
При этом из общего объема дотаций в 2011 году дотации для населения занимают 89,5% или 25 млрд.грн., для электротранспорта - 526 млн.грн., освещение населенных пунктов - 247 млн.грн., угледобывающих предприятий -553 млн.грн.
НКРЭ дважды в этом году принимала решение относительно последующей оптимизации тарифов на электрическую энергию для населения, в частности с 1 мая и 1 июля текущего года. Состоянием на 1 апреля 2012 года тарифы на электроэнергию для населения возмещали лишь 25,1 % экономически обоснованного уровня.
С целью сокращения объемов перекрестного субсидирования НКРЭ с 01.05.2012 внедрена отдельная группа потребителей, которые используют электроотапливаемые установки для отопления жилья. Для этой группы потребителей за объем потребления до 1800 кВт/ч на месяц в отапливаемый период установлено самый низкий тариф на электроэнергию, который применялся до этого времени лишь на объемы до 250 кВт/ч на месяц (то есть по низшему тарифу оплачиваются объемы потребления электроэнергии, увеличенные в 7 раз). Кроме того, дополнительно к действующим двублочным тарифам на электроэнергию внедрен третий блок, который применяется исключительно на объемы потребления электроэнергии, употребленные свыше 800 кВт/ч на месяц и который на 50 % выше уровня тарифов второго блока.
С целью к поощрению потребителей электроэнергии к энергосбережению с июля 2012 года бытовые потребители должны платить за электроэнергию за объемы, употребленные свыше 800 кВт/ч (свыше 1800 кВт/ч электроэнергии для населения, которое проживает в жилых домах оборудованных в установленном порядке электроотапливаемыми установками, в отапливаемый период) на месяц по 95,76 коп/кВт/ч (из НДС), то есть на уровне необходимого тарифа на электроэнергию для населения (как для потребителя 2 класса).
Повышение тарифов обеспечило возмещение лишь 29% экономически обоснованного уровня тарифа, поскольку распространилось на незначительную частицу населения.
Количество потребителей, которые потребляют больше 800 кВт/ч составляет 1,1% (200 тысяч абонентов). Они потребляют 9% (3,1 млрд. кВт/ч) общего потребления населением. Это позволило сократить дотации на 200 млн.грн.
В соответствии с Национальным планом действий относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010 – 2014 года «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство», утвержденным Указом Президента Украины от 27.04.2011 № 504/2011
предусмотрено разработку и издание постановления НКРЕ относительно приведения тарифов на электроэнергию для населения к экономически обоснованному уроню. Но состояние страны, в которой постоянные выборы не дают возможности этого сделать.
При повышении тарифов на электроэнергию для населения необходимо максимально защитить наиболее бедные слои населения, предоставив им адресную помощь.
Спасибо за внимание!